Как рассчитывается и что характеризует маржинальный доход?

22 июля 2022

 

 

Маржинальный доход - это превышение выручки от реализации определенного количества продукции (товаров, работ, услуг) над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж.

 

Маржинальный доход - один из основных показателей, используемый в управленческом учете для оценки эффективности бизнеса.

Величина маржинального дохода рассчитывается в абсолютном и относительном значениях.

Внимание! В Институте дополнительного профессионального образования "Респект" доступен продвинутый курс по технологии эффективных продаж. Результатом обучения станет лучшее понимание клиентов.

Абсолютное значение маржинального дохода

Абсолютное значение маржинального дохода можно рассчитать как на весь (или конкретный) объем производства (реализации) продукции (товаров, работ, услуг), так и на единицу такого объема.

Маржинальный доход (маржинальная прибыль) - это превышение выручки от реализации определенного количества продукции (товаров, работ, услуг) над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж.

Маржинальный доход рассчитывается по формуле:


Screenshot-0001

Маржинальный доход - это часть выручки, которая остается у организации для покрытия постоянных затрат и получения прибыли. Поэтому маржинальный доход иногда называют "суммой покрытия".

Для целей анализа маржинального дохода все затраты организации делятся на переменные и постоянные затраты.

Переменные затраты прямо пропорционально зависят от объема производства (количества реализованных товаров), а постоянные затраты - это затраты, которые организация несет периодически (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) вне зависимости от объема производства (реализации). Например, расходы на аренду не зависят от объема продукции, а привязаны ко времени. Если в каком-то учетном периоде продукция не производилась (не реализовывалась), то в этот период у организации не было переменных затрат.

В промышленности (ст. 6.2.1 Методических положений, утв. Приказом Минпромнауки России от 04.01.2003 N 2):

  • переменные (условно-переменные) затраты - затраты на производство и реализацию продукции, изменяющиеся пропорционально количеству выпущенной продукции (затраты на сырье, материалы, топливо, сдельная оплата труда, часть транспортных и косвенных расходов);
  • постоянные (условно-постоянные) затраты - затраты на производство и реализацию продукции, не имеющие пропорциональной связи с количеством выпущенной продукции и сохраняющие относительно постоянную величину в планируемый период (повременная оплата труда, часть расходов на обслуживание и управление производством, налоги и отчисления во внебюджетные фонды и др.).

Маржинальный доход на единицу продукции (товаров, работ, услуг) рассчитывается по формуле:

Screenshot-0002

Общепринятые нормативные значения маржинального дохода не установлены, поскольку величина этого показателя прямо зависит от отрасли производства, категории производимых (реализуемых) продукции, товаров, работ, услуг, региона деятельности.

Организации руководствуются отраслевыми и региональными показателями маржинальной доходности. При этом в любой отрасли есть низко- и высокомаржинальные продукция, товары, работы, услуги.

Относительное значение маржинального дохода

Для проведения анализа и сравнения показателей доходности различных видов выпускаемой продукции (реализуемых товаров, работ, услуг), в том числе достигнутых другими организациями, используется относительный показатель маржинальной доходности (коэффициент маржинального дохода в процентах). Он рассчитывается по формуле:

Screenshot-0003

Коэффициент маржинального дохода характеризует долю маржинального дохода в полученной выручке от реализации. Маржинальный доход в первую очередь покрывает постоянные затраты, а после того как постоянные затраты будут покрыты, весь маржинальный доход будет приносить прибыль.

Использование показателя маржинального дохода

Показатель маржинального дохода нужен для расчета точки безубыточности.

Безубыточность - такое состояние производства (объем выпуска, реализации), при котором сумма выручки и затраты (переменные плюс постоянные) уравновесят друг друга.

Показатель точки безубыточности позволяет определить, сколько продукции (товаров) надо реализовать, какой объем работ (услуг) выполнить, чтобы прибыль организации была бы равной нулю. В точке безубыточности выручка равна сумме переменных и постоянных затрат, а прибыль равна нулю. При превышении точки безубыточности организация получает прибыль, а если точка безубыточности не достигнута, организация несет убытки.

Точка безубыточности рассчитывается в натуральном или денежном выражении по формулам:

Screenshot-0004

Расчет точки безубыточности позволяет определить, сколько единиц продукции (товара, работ, услуг) нужно продать или какой объем выручки нужно достигнуть при данной цене, чтобы достичь нулевой прибыли.

Показатель маржинального дохода также используется, в частности:

  • для принятия управленческих решений при определении ассортимента выпускаемой продукции, продаваемых товаров, работ, услуг;
  • прогноза деятельности своей организации;
  • ценообразования (например, в методе "маржинальные затраты плюс");
  • планирования ценовой политики с учетом маржинального дохода конкурентов.