Упрощаем сложное
respect@institutrb.ru

Лучшие практики взаимодействия бизнеса и образования для подготовки профессиональных кадров

10 февраля Национальным агентством развития квалификаций был проведён онлайн-семинар «Образование и бизнес: лучшие практики взаимодействия», где обсуждались вопросы масштабирования лучших проектов, направленных на подготовку кадров в соответствии с актуальными и перспективными требованиями рынка труда, а также развитие взаимодействия бизнеса и образования.

В семинаре участвовали около 1800 человек из 73 регионов России – это представители региональных органов исполнительной власти, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификации, региональных методических центров, центров опережающей профессиональной подготовки, образовательных организаций, работодатели, среди них руководитель АНО «Региональное агентство развития квалификаций Республики Башкортостан» Ольга Одинокова.

Открывая семинар, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович отметил, что ключевую роль в подготовке квалифицированных кадров играет взаимодействие образовательных организаций и бизнеса. Агентством, как Базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, собраны разнообразные практики, связанные с применением профессиональных стандартов и новой системой квалификационных требований. Некоторые из них – самые востребованные – были рассмотрены на семинаре. Их как раз и объединяет опыт успешного взаимодействия бизнеса и сферы образования. Так, в ходе мероприятия были представлены следующие проекты: «Национальная система квалификаций – конструктор карьеры», «Квалификация Наставник», «Рейтинг цифровой трансформации колледжей», «Компетенции XXI века: определение, формирование и оценка», «Кадры для высокотехнологичного предприятия». Они реализуются в регионах страны при поддержке Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Минтруда России. В этом году география и круг участников значительно расширятся.  

Специалист Базового центра АНО НАРК Евгений Русанов презентовал проект «Национальная система квалификаций – конструктор карьеры», который успешно реализуется с 2019 года. С его помощью молодёжь получает оперативную информацию о рынке труда, инструментах национальной системы квалификаций, а также может осознанно планировать свою карьеру и повышать конкурентоспособность для работодателей. Евгений Вадимович инструктировал, как внедрять данный проект в регионах России, а непосредственным опытом реализации на примере Иркутской области поделилась Елена Дошина, руководитель центра сопровождения кадрового обеспечения промышленного роста региона Регионального института кадровой политики. 

По словам ведущего специалиста Базового центра АНО НАРК Евгении Ивановой, основные задачи проекта «Квалификация Наставник» – «продвижение лучших практик наставничества, формирование методического и кадрового обеспечения развития наставничества на рабочем месте». На сегодняшний день в программе принимают участие более 130 организаций из 18 регионов страны. Как показал опыт, благодаря внедрению системы наставничества значительно снизилась текучесть кадров на предприятиях-участниках проекта, сократились сроки обучения персонала и адаптационного периода. Ольга Рудь, заместитель начальника управления развития и привлечения персонала ПАО «Тагмет», рассказала, как система наставничества помогает решать кадровые задачи предприятия.

Новый проект «Рейтинг цифровой трансформации колледжей» представила главный специалист Базового центра АНО НАРК Светлана Трофимова. Проект призван обеспечить поддержку внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс техникумов и колледжей, а также выявить наиболее эффективные практики цифровизации СПО. В 2021 году планируется провести его первичную апробацию.

В последнее время много говорится о значимости общих компетенций для построения карьеры, профессиональной успешности. Однако сегодня мы наблюдаем многообразие различных компетенций, которые разрознены и не имеют общих описаний и требований. Для построения общих компетенций, востребованных на рынке труда в современных экономических условиях, в прошлом году был сформирован проект «Компетенции XXI века: определение, формирование и оценка». Об этом рассказала руководитель Базового центра АНО НАРК, модератор семинара Ольга Клинк. Таким образом, разнообразные компетенции были сведены к четырём основным группам, дифференцированы по  девяти уровням квалификации национальной системы квалификаций, определены их структура и подготовлены описания. Специалист по кадрам АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва Юлия Рудько и директор Департамента управления проектами ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» Дина Горбатова поделились планами по развитию проекта в 2021-2022 годах. Так, планируется сформировать экспертную группу, провести оценку общих компетенций и проанализировать результаты.

Ещё один перспективный проект «Кадры для высокотехнологичного предприятия» презентовали заместитель генерального директора АНО НАРК Алла Факторович и начальник обучения и развития персонала АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва Данил Дятлов. По словам Аллы Аркадьевны, в рамках проекта разработана «методика перевода инструментов национальной системы квалификаций в прикладные решения для бизнеса». То есть участники программы получат доступ к информационным ресурсам цифровой платформы НСК, базам данных квалификаций, общих компетенций, образовательных модулей, смогут освоить новые компетенции в области кадрового проектирования.

В завершении семинара Ольга Клинк пригласила работодателей и образовательные организации принять участие в опросах:

- опрос работодателей о взаимодействии с образовательными организациями https://opros.nark.ru/polls/176

- опрос образовательных организаций о взаимодействии с работодателями https://opros.nark.ru/polls/179 

Уважаемые работодатели и представители образовательных организаций! Просим принять участие в опросах, которые необходимы для мониторинга взаимодействия бизнеса и системы образования, для приведения в соответствие подготовку кадров требованиям рынка труда.